Банк России снизил ставку на 0.5 п.п до 16%, сигнал нейтральный
Нейтрализована избыточная жесткость в 5 п.п
(три итерации), сформированная в цикл ужесточения ДКП в августе-октябре 2024.
Ставка 21% была на протяжении более 7 месяцев, а цикл смягчения длится почти 7 месяцев (с начала июня 2025) с пятью итерациями.
Ставка вернулась на 16% - уровень, который наблюдался с декабря 2023 по июль 2024.
Дальнейший ход ставки неопределен, точнее скорость смягчения под вопросом
. Решение на февральском заседании подвешено, в пресс релизе не было явных сигналов.
Высокие реальные ставки в России надолго:
Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики.
В пресс релизе Банк России явно (в самом первом абзаце) акцентирует внимание на инфляционных ожиданиях и расширении кредитной активности:
В то же время в последние месяцы инфляционные ожидания несколько возросли. Кредитная активность остается высокой.
Фокусировка в рамках принятия решений идет не столько на динамике инфляции, сколько на устойчивости динамики инфляции за исключением разовых факторов и при особом внимании на инфляционных ожиданиях.
Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
Банк России фиксирует замедление инфляции, но не считает динамику устойчивой.
В последние месяцы на динамику текущих темпов роста цен значимо влияли волатильные позиции. Среди них моторное топливо и плодоовощная продукция. Ценовая динамика остается неоднородной по компонентам потребительской корзины.
Инфляционные ожидания остаются основной и ключевой проблемой:
Инфляционные ожидания несколько выросли. Их сохранение на повышенном уровне может препятствовать устойчивому замедлению инфляции.
Далее кратко:
Проинфляционные риски по-прежнему преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте.
Экономика охлаждается, динамика роста неоднородна.
Спрос держится за счет доходов населения, госстимулов и кредитования.
Склонность к сбережениям высокая (интерпретируется, как приемлемая скорость обращения денежной массы и достаточный уровень жесткости ДКП).
Темпы корпоративного кредитования выше цели, темпы розничного кредитования приемлемы.
Рынок труда охлаждается, дефицит кадров сокращается, но дисбалансы сохраняются (безработица на минимумах, зарплаты растут быстрее производительности).
ДКУ остаются жесткими во многом за счет нормативов банковского кредитования, ДКУ подстроились под проекцию ДКП (разрыв отсутствует)
Расширение дефицита бюджета в 2026 может способствовать ужесточению ДКП.
Явных сигналов по февральскому заседанию нет.
Банк России очевидно берет время на оценку ситуации и масштаб реализации инфляционного импульса в начале 2026 из-за налогового маневра.
Тонкая модуляция проекций намерений по ДКП, видимо, будет приниматься уже в начале 2026 в соответствии с рыночными условиями и данными.
По крайней мере, из пресс релиза, февральское заседание является «открытым» в плане возможности как снижения ставки, так и сохранения (дополнительная информация может быть получена из пресс-конференции).
Пока остается понятным, что реальные ставки будут долго оставаться высокими.






























