С более чем 50 километрами солнечных пляжей, Анапа — это уникальное место, но, похоже, чтобы его окончательно разрушить, экологической катастрофы показалось недостаточно. Два сухогруза запустили настоящую экологическую бомбу, и теперь потери от происшествия оцениваются в колоссальные 84 миллиарда рублей. Кто же возьмет на себя ответственность за эти убытки?
Водолазы, работая в районе пирсов Анапы и Витязева, стали настоящими героями в этой ситуации. Эколог Роман Пукалов отмечает: "Они вручную собрали более 200 тонн нефтепродуктов с помощью мешков и насосов, но владельцы судов даже не собираются компенсировать их расходы. А что насчёт нашей команды, вынужденно погружающейся в мазут? Как быть с водолазом, который потерял жизнь в этой операции?" В то же время, несмотря на масштабы проделанной работы, о каком-либо решении проблемы говорить пока рано.
"Конечно, ребятам из МЧС нужны сменщики, это очевидно. Но, похоже, чиновники действуют словно по инструкции, с закостенелыми планами и без желания проявлять гибкость. Ждут, что Путин "все решит" своим решительным шагом", — делится обеспокоенный водолаз Сергей Зайцев.
Тем временем зампред ассоциации "Альянс туристических агентств" Александар Мкртчан сообщает, что в этом году в Анапе собираются отдыхать около 2,5 миллионов россиян — это на 45% меньше, чем в прошлом году, когда курорт привлёк 4,5 миллиона туристов. Люди, похоже, предпочли отели в Сочи, Крыму, Геленджике и даже за границей. Туристы, не теряя времени, поднимают цены на жильё на популярных курортах.
К сожалению, ещё одной бедой анапских пляжей стало загрязнение пальмовым маслом на протяжённости 10 километров. Хотя, по словам экспертов, сущность проблемы не так страшна: "Просто продукт имеет неприятный запах. Возможно, его сбросили в нейтральных водах рядом с границами России. С трудом, но если спасатели быстро уберут более крупные фракции, то через пару недель от загрязнения не останется и следа", — говорит Роман Пукалов.
Тем временем, глава Росприроднадзора Светлана Радионова сообщила, что ущерб, нанесённый владельцам старых танкеров, достиг 84,9 миллиарда рублей. Однако юрист Александр Щербинин считает, что реальный ущерб для экологии и экономики региона выше, чем заявлено. "Может, и следует взыскать с ответственных за катастрофу, но тут уже сложнее — не всегда можно получить от виновных возмещение. Необходимо взвешенно подойти к оценке вины каждой стороны, не искушая судьбу в поисках 'стрелочников'", — поясняет он.
Очевидно, что часть ответственности ляжет на государственные структуры, которые, похоже, не смогли наладить надлежащий контроль. Важно, чтобы по результатам расследования не только сделали соответствующие выводы, но и внесли изменения в законодательство, чтобы нарушения правил больше не оставались безнаказанными. В противном случае, как всегда, пострадают обычные люди.