МОСКВА, 14 мая. В российских регионах учителя часто работают на полную ставку и даже больше, с нагрузкой, достигающей двух ставок. Согласно исследованию, проведенному ТАСС на основе данных местных властей, в таких местах, как Бурятия, Чувашия и Новосибирская область, нагрузка учителей варьируется от 1,39 до 1,5 ставки. А вот в Татарстане, Севастополе и Кемеровской области ситуация выглядит иначе: здесь педагоги работают с повышенной нагрузкой.
Министерство просвещения РФ установило максимальные нормы: педагоги могут проводить не более шести уроков в день. Тем не менее, нехватка квалифицированных кадров в школах является одной из главных проблем. В ряде регионов ощущается острый дефицит учителей по таким предметам, как математика, информатика, русский язык, литература и иностранные языки. Особенно остро эта проблема стоит в Донецкой Народной Республике, Запорожской области, Краснодарском крае и Крыму.
Высокая степень занятости в условиях нехватки кадров
Как ни странно, в большинстве российских регионов нагрузка на учителей не превышает 1,5 ставки. Например, в Новосибирской области, Чувашской Республике и Бурятии ситуация выглядит более-менее стабильно. В Запорожской области, педагоги работают около 25 часов в неделю, и большинство из них, до 90%, трудятся на полных ставках. В Севастополе средняя нагрузка достигает 1,7 ставки, а в Кемеровской области — 1,81. Интересно, что согласно данным, в Татарстане лишь 32% учителей работают более полутора ставок, и у всего 5,5% нагрузка превышает две ставки. И, как бы это ни звучало, ни в одном регионе России нет учителей, работающих на одну ставку.
Дефицит кадров в школах критически волнует власти: в Крыму, например, не хватает свыше 17 тысяч работников, из которых значительная часть относится к образовательной сфере. Прежде всего, здесь востребованы учителя математики, информатики и физики, а также педагоги начальных классов.
К началу нового учебного года в Краснодарском крае было открыто около тысячи вакансий для учителей. Дефицит коллег в этом регионе составляет порядка 3%. В Калмыкии ситуация тоже не радует — не хватает 170 учителей. В Калужской области потребность в кадровых ресурсах составляет примерно 2%, и уже открыто 130 вакансий на различные должности.
В это же время в Тамбовской области, согласно местным данным, открыто почти 400 вакансий для учителей и руководителей, а в Курганской области самыми востребованными остаются учителя начальных классов и математики.
В Запорожской области ситуация критическая: требуется 630 педагогов и 135 тьюторов. В Донецке и соседних городах, таких как Мариуполь и Макеевка, учителям также не хватает — здесь нужны окрашенные специалисты по многим предметам.
По словам министра образования Бурятии, существует нехватка 450 педагогов, это касается учителей английского языка, математики и физиков. Важно отметить, что средний возраст учителей в регионе колеблется между 44 и 46 годами.
Заработная плата при высокой нагрузке
Чаще всего учителя в России получают зарплату до 60 тысяч рублей. Однако по подсчетам специалистов, в регионах сумма зарплаты, включая все дополнительные выплаты и нагрузку, редко превышает 80 тысяч рублей. В Калининградской области, например, средняя зарплата учителя составляет от 35 тысяч рублей, и по итогам первого квартала 2025 года она достигнет 54,7 тысяч рублей. В ДНР, Запорожской и Калужской областях эта цифра составляет примерно 50-55 тысяч рублей.
Учителя, зарабатывающие более 60 тысяч рублей, в основном обитают в Югре, Кемеровской, Архангельской и Новосибирской областях. В Бурятии средняя зарплата учителей составляет 56 тысяч рублей, однако с учетом надбавок и дополнительной нагрузки это число может превышать 70 тысяч рублей.
Самые высокие зарплаты наблюдаются у педагогов в Казани — в 2024 году средняя зарплата учителей в этом городе достигла 75,9 тысяч рублей, а для самих учителей — почти 78 тысяч рублей.
Способы решения кадрового дефицита
Для решения проблемы нехватки учителей в школах власти в первую очередь применяют федеральные программы. Как показывают данные, многие регионы активно участвуют в программе "Земский учитель", предлагающей миллион рублей тем, кто решит переехать в малые города, и два миллиона для учителей, выбирающих селения на Дальнем Востоке. Также популярны механизмы целевого обучения и соглашения с университетами для подготовки кадров.
В Новгородской области отметили, что тщательное соблюдение этих мер, включая поддержку студентов и молодых педагогов, позволило снизить уровень вакансий в образовательных учреждениях до 2,96% в первом квартале 2025 года.
В Ханты-Мансийском автономном округе учителям предоставляются жилищные льготы и выплаты. Педагоги, работающие в селе, могут получить полную компенсацию своих жилищных и коммунальных расходов. В Курганской области, к примеру, 100 лучших молодых специалистов по итогам конкурса получают грант на сумму 180 тысяч рублей, а также право на дополнительные выплаты в сельской местности.
В Краснодарском крае активно поддерживаются программы социальной ипотеки: в прошлом году более 300 учителей получили по миллиону рублей на первоначальный взнос, однако, поскольку потребность в кадрах еще не закрыта, сумма была увеличена до 1,5 миллиона рублей. Это также распространяется на воспитателей детских садов.
Поддержка для молодых специалистов
Нехватка учителей также связана с тем, что молодые специалисты все чаще выбирают крупные города в поисках лучших условий работы и зарплат. Чтобы улучшить имидж профессии, местные власти активно разрабатывают различные меры поддержки. Например, в Татарстане предусмотрены дополнительные выплаты для начинающих педагогов, молодым специалистам предлагается субсидия на жилье и надбавки за службу в сельской местности.
Аналогичные меры действуют и в Чувашии, где молодые учителя могут получить единовременное пособие в размере десяти окладов. В Калмыкии, в этом году сумма подъемного капитала для новых учителей выросла до 400 тысяч рублей, а в Курганской области молодым специалистам предлагаются ежемесячные выплаты в сельской местности.
Таким образом, власти активно работают над изменением ситуации, привлекая молодежь к профессии и создавая для них более комфортные условия.