Искусственный интеллект как новый помощник школьников: что с этим делать?

Искусственный интеллект как новый помощник школьников: что с этим делать?
Фото: Комсомольская Правда

Списывание с решебников и поиск готовых домашних заданий уже не в тренде. Теперь школьники ищут более продвинутые способы справиться с задачами. Этой проблемой озаботились и в Госдуме. Вице-спикер Владислав Даванков, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, поделился своим опытом: «Я проверяю домашние задания своего сына через ChatGPT, который он сделал с помощью DeepSeek. Это же абсурд!» Он предлагает пересмотреть формат домашних заданий: вместо обычных заданий — творческие задания.

К этому моменту уже пришли и результаты исследования ученых из Массачусетского технологического института. Они выяснили, что использование ИИ действительно снижает когнитивную активность у студентов, ухудшает их внимательность и память. Кроме того, у ребят возникает зависимость от нейросетей: появляется желание легко получать ответы, даже когда это не обязательно.

Педагоги тоже заметили эту тенденцию. Почти половина учителей утверждают, что очень часто сталкиваются с работами, выполненными с помощью ИИ. Родители не остаются в неведении: согласно недавнему опросу, в 5-6 классах каждый четвертый ученик использует нейросети, а среди старшеклассников этот показатель достигает 50%. Нужен доклад по биологии? Пара ключевых слов — и работа готова. Младшие школьники даже научились задавать вопросы своим умным колонкам: «Алиса, сколько будет 25, умноженное на 3?»

Учителя заметили, что легко распознают «почерк» ИИ в работах. Они задают дополнительные вопросы или предлагают выполнить задания у доски. Особенно это касается изучения иностранных языков: проверить, знает ли ученик слова, занимает считанные секунды. То же самое относится и к математике: математики отмечают, что нейросети решают примеры по своим шаблонам, которые часто отличаются от тех, что дают на уроках. Ребенок, не понимая материал, списывает и даже не замечает этого.

- Я позволяю ученикам использовать ИИ, но только для подготовки плана и сбора материалов, - говорит учитель истории.

Однако не все педагоги разделяют такой подход. И действительно, 25-30 проверок каждый день требуют значительных временных и физических затрат. Нейросети быстро развиваются, подстраиваясь под запросы, и иногда даже выдают недостоверную информацию — требуется пристальное внимание со стороны учителей. Но полностью отказываться от домашних заданий не следует, ведь образовательные методики направлены на то, чтобы ученики получали информацию в школе и закрепляли её дома.

- Это абсолютно необходимо, - подчеркивает учитель биологии Елена Рудова. - Домашние задания нужны для того, чтобы ученик осознанно усваивал материал и применял новые знания. Кроме того, при этом развиваются важные психические функции: память, мышление, восприятие.

Недавно участники лектория «Прямая речь» стали свидетелями выступления Елены Казаковой, доктора педагогических наук и члена-корреспондента РАО. Она рассказала историю о своем студенте, который раньше не проявлял интереса к учебе, а теперь стал писать короткие эссе все лучше и лучше. На вопрос, в чем дело, он признался: сначала воспользовался одной нейросетью, затем другой, а после помощи от папы начал получать пятерки. Теперь задания требуют участия трех нейросетей.

- Как же учить такого ученика? - задаётся вопросом Елена. - Я посоветовала не менять оценку, так как он активно работал над текстом, прогоняя его через разные сервисы и оценивая вместе с учителем. Это требует серьезной умственной работы.

- То есть не стоит запрещать использование технологий, а стоит направлять их в конструктивное русло?

- Совершенно верно, - отвечает она. - Запретить детям пользоваться ИИ невозможно, мир уже изменился и вернуться к «гусиным перьям» не получится. Но мы можем и обязаны научить их правильному и эффективному обращению с искусственным интеллектом.

Что могут сделать родители?

- Помогите ребенку понять, что учится он не для вас, а чтобы стать умнее. Интересуйтесь не только оценками, но и смыслом выполненной работы, - советует Елена Казакова. - Существует несколько простых правил: быть честным, развивать самостоятельность. Обсуждайте с детьми прочитанное и написанное, просите их высказывать свои мнения и делать это вместе, включая использование технологий. Помните, что помимо цифрового мира есть много другого интересного.

Шутка в тему:

Студенты обсуждают: «Если мы делаем работы с помощью нашей „гопоты” (сленговое название ChatGPT), а вы проверяете их со своей, может, наше и ваше общение должно быть напрямую?»

Топ

Лента новостей