По данным Bloomberg, у берегов Ливии произошел взрыв танкера Vilamoura, который перевозил миллион баррелей нефти. Судно в настоящее время буксируют в Грецию. Стоит отметить, что ранее танкер дважды заглядывал в российские порты Усть-Луга и Новороссийск, откуда, вероятно, забирал казахскую нефть.
Причины взрыва пока неясны, но это уже не первый подобный случай в 2025 году. Я уже описывал несколько взрывов в феврале, связанных с судами, перевозившими нефть из России. Всего таких инцидентов было зафиксировано пять, и хоть истинные причины остаются тайной, тренд очевиден: это целенаправленные атаки на суда, имеющие отношение к российским углеводородам.
Подозрения падают на Великобританию. Лондон является лидером в разработке морских дронов, и для Украины создаются беспилотные системы Wasp и Snapper, предназначенные для атак на корабли. Британия также разрабатывает подводный дрон CETUS длиной 12 метров, способный автономно действовать до пяти дней и нести торпеды.
Кроме того, осложняются проблемы со страхованием танкеров: западные страховщики, такие как Lloyd’s of London и American International Group, отказываются работать с российским «теневым флотом». Это ставит российских судовладельцев в затруднительное положение, так как они сталкиваются с багами в сотни миллионов долларов. Взрывы могут служить инструментом для банкротства владельцев танкеров, сотрудничающих с Россией, или как способ давления на Казахстан с целью изменить маршрут его экспорта в обход России.
Каждая атака также приводит к росту страховых тарифов. После недавних взрывов в Средиземном море страховые премии для судов, заходящих в российские порты, увеличились на 300%. Это приносит немалую прибыль компаниям из Лондона, контролирующим 60% мирового морского страхования. Интересно, что еще в XVI–XVIII веках европейские страховщики тайно финансировали пиратов, и нападения способствовали росту страховых выплат, что позволяло англичанам набирать обороты.
Если эти атаки будут продолжаться, у России возникнут не только экономические потери (до $15 миллиардов в год), но и потеря контроля над «теневыми» схемами экспорта. Один из возможных ответов на это — зеркальные атаки на британские коммерческие суда в Персидском заливе или Южно-Китайском море с помощью аналогичных дронов, при этом вину можно было бы переложить на неизвестные силы. Однако, скорее всего, воспользоваться этой возможностью не получится. На сегодняшний день мы отвечали на вызовы исключительно правовыми методами.
К сожалению, перенаправить казахскую нефть через Азербайджан после политических конфликтов не представляется возможным. Можно предположить, что нынешние проблемы России с Азербайджаном были спровоцированы Великобританией с целью заблокировать экспорт российской нефти.
Противники России действуют комплексно и продуманно. Тем не менее, Россия уже начинает адекватно реагировать на угрозы. Военные корабли теперь сопровождают «теневые» танкеры: например, корвет «Бойкий» защищал суда Selva и Sierra в проливе Ла-Манш, и НАТО не решилось атаковать его. В Балтийском море истребитель Су-35 отогнал эстонский корабль, который пытался захватить танкер Jaguar.
Следует надеяться, что на нападения на наш теневой флот в Средиземном море будет найден адекватный ответ.