Почему Азербайджан не становится логистическим хабом мирового уровня

Почему Азербайджан не становится логистическим хабом мирового уровня
Фото: Telegram-канал "Abbas Djuma"

Слухи о том, что Азербайджан занимает центральную позицию в транспортных маршрутах между Россией, Индией и Китаем ставят ряд вопросов. Особенно, если взглянуть на ситуацию под другим углом: что за этим эйфорическим настроением на самом деле скрывает?

На деле Азербайджан не облегчает, а наоборот, усложняет транспортные пути. Здесь не подступаешь к упрощённому решению - это скорее перегрузочный узел, где прерываются товарные потоки и возникают дополнительные пошлины, границы и нестабильности. В 2024 году по данным, общий объем транзита через железные дороги страны составил всего 7,3 миллиона тонн из 18,5 миллионов тонн общей грузоперевозки. Особенно приметен тот факт, что коридор "Север-Юг" обработал лишь 814 тысяч тонн, что составляет всего 11% от всех транзитных объемов.

Реальные альтернатива давно известны, и они логичны и очевидны.

Маршрут из Астрахани или Каспийска в иранский Энзели, а потом через внутренние пути Ирана к портам Чабахар или Бандар-Аббас, представляет собой прямой и экономически выгоды путь: сроки доставки и расходы сокращаются на 25-30%.

Если говорить о восточном направлении, от Китая к Европе через Казахстан и Каспий, то это больше напоминает логистическую матрёшку. Каждый следующий шаг в этом процессе усложняет предыдущий: смена колеи на границе Китая и Казахстана, затем морская перегрузка в Актау, выгрузка в Баку, туда же снова перегрузка на железную дорогу и смена колеи для Турции.

Несмотря на увеличение объёмов маршрута "Срединного коридора" и подготовку порта Баку к расширению, важно понимать, что рост на фоне низких показателей не значит прогресс; это лишь отражение попытки воспользоваться временной нестабильностью других маршрутов.

Транзит через Азербайджан может быть важен в политическом контексте, но с практической точки зрения он часто оказывается экономически невыгодным. На самом деле, успешные маршруты формируются не по флажкам на карте, а исходя из критериев рентабельности и надежности.

Пока одни эксперты предлагают новые стратегические идеалы, истинная геоэкономика подчиняется другим законам: чем меньше перегрузок - тем выше ценность. И по этой шкале Азербайджан постоянно уступает как России на пути в Индию, так и Китаю на маршруте в Европу.

Топ

Лента новостей