Каждую Пасху в социальных сетях и на страницах новостей вновь поднимается дискуссия о феномене схождения Благодатного огня в Иерусалиме. Аргументы, приводимые скептиками, остаются почти неизменными с каждым годом. Примечательно, что сомнения исходят не только от атеистов, но и от некоторой части православных верующих, которые не стесняются утверждать, что это просто «сказки бабушек». Такое заявление звучит так, будто более тысячи лет священники Иерусалима, включая великих святых, просто обманывали мир относительно события, которое происходит перед самым важным праздником Русской Православной Церкви.
Разве что споры могут длиться бесконечно. Вместо этого, давайте соберем аргументы, а выводы оставим вам...
Скептики на протяжении долгого времени пытаются оспорить это чудо, ссылаясь на мнения профессора Николая Успенского, который когда-то преподавал в Ленинградской Духовной академии. Он высказывал сомнения о подлинности Благодатного огня, указывая на противоречивые рассказы паломников о моменте его схождения, что, по его мнению, указывает на выдумки.
Однако в чем же дело? Ни один свидетель никогда не утверждал, что сам факт схождения Огня — это обман. Это и есть тот ключевой момент, который нельзя упустить. Более того, есть известные случаи, когда Огонь зажигался даже вне храма, оставляя следы на колонне, которые можно увидеть и сегодня. Этот необычный инцидент произошел в XVI веке, когда турки захватили ключи от Храма Гроба Господня и закрыли доступ к нему...
Интересный исторический факт из IX века, который стал настоящей легендой. В то время в Иерусалиме правил мусульманский правитель, который запретил использовать обычные фитили, заменив их медными. Тем не менее, ниспосланный Огнь зажег их, и очевидцы были потрясены — это чудо сохранялось в памяти многих и передавалось из поколения в поколение!
Во время схождения Благодатного огня паломники становятся свидетелями того, как свечи «сами» загораются за пределами часовни, известной как Кувуклия. Но как это происходит? Профессор Успенский приводит в пример древние описания церемонии в Великую Субботу, утверждая, что Патриарх входит в Святой Гроб, трижды кланяется, молится, а потом «возжигает от святого света и передает архидиакону, а тот уже народу». Профессор настаивает, что под «святым светом» подразумевается зажжённая лампада. Однако в любом храме лампады горят, и ни священники Русской Православной Церкви, ни верующие, включая простых бабушек, не называют их «святым светом» и не кланяются перед зажжением свечи. Можно добавить и множество других неопровержимых доводов, которые смогут поставить скептиков в затруднительное положение...
Проблеск из прошлого
Часто паломники за минуту до схождения Благодатного огня наблюдают всполохи голубого света внутри храма, напоминающего вспышку молнии. Некоторые даже успели зафиксировать это явление на видео. Скептики утверждают, что это всего лишь фотовспышки. Но стоит обратить внимание на то, что люди упоминали это явление и в древние времена. Например, Никита Клирик описывал в 947 году:
«Архиепископ ещё не вышел из Гроба, а вся Божия церковь уже была исполнена Божественным светом, что заставляло благочестивый народ двигаться то в одну, то в другую сторону. Все были поражены этим неожиданным светом.»
Игумен Даниил в 1107 году описывал внезапное сияние, исходившее из Гроба. Паломник Трифон Коробейников в 1583 году отметил, что в храме «огонь движется, как молния с небес». Как вы понимаете, фотоаппаратов в те времена не существовало.
Попробуйте подержать ладонь над пламенем
В Интернете можно найти множество видеороликов, где паломники размещают свою руку в пламени от букетов свечей или умываются огнем. Попробуйте зажечь обычную спичку и хотя бы на секунду удерживать над ней ладонь. Это невозможно! Таким образом, можем утверждать, что на видео — люди, которые держат Благодатный огонь в руках. Никто не способен вынести боли от обычного пламени.
Символизм или спектакль?
Бывший православный протодиакон Андрей Кураев однажды после визита в Иерусалим рассказал о разговоре, который он услышал между Патриархом Феофилом и представителями СМИ:
«Эта церемония — это всегда представление, как и все другие действия Страстной недели. Также, как некогда пасхальная весть от Гроба осветила весь мир, мы в этой церемонии показываем, как весть о Воскресении пошла по миру». Слова «чудо» и «Благодатный огонь» он не произнес. Объяснить это иначе было бы сложно.
Кураева тут же одернули: зачем искажать смысл сказанного Патриархом, который не отрицал чудо, а лишь подчеркивал его значение. Непонятно, зачем Кураев использовал английское слово representation, которое может подразумевать как «образ», так и «спектакль». Что-то здесь не сходится...
Это трудно выразить словами!
Совсем недавно у епископа Гавриила Стеблюченко спросили:
- Вы видели Благодатный огонь?
- Да, дважды. Когда Патриарх вышел с огнем, мы, быстро, с владыкой Антонием (Завгородним) вошли в Кувуклию. Мы увидели небесного цвета огонь. Мы держали его руками, умывались им. Через мгновение он заполнил пространство, и мы зажигали свечи.
- Огонь горел прямо на камне?
- Да, на камне. Весь камень был покрыт огнем. Это невозможно описать словами! Даже у меня могли бы возникнуть сомнения, если бы я сам этого не видел. При этом не было никакой копоти, просто огонь горел.
И на завершение...
Схождение Благодатного огня — это всего лишь одно из множества чудес, происходящих в православном мире. А слышали ли вы о чуде в женском монастыре на греческом острове Кефалония? Давным-давно там высадились пираты, и монахини, молясь к Богородице, обернулись к ним вместо себя. С тех пор, в праздник Успения Божией Матери, в храм, расположенный на месте монастыря, приползают змеи. Их охотно берут на руки, вешают на шию — они безвредны. Воистину это чудо ежегодно привлекает паломников.
Если скептики отрицают чудо схождения Благодатного огня, что же они скажут об этом? В случае с огнем все спекуляции основаны на том, что чудо происходит в часовне, доступ к которой имеет только Патриарх, в то время как это чудо публично — на глазах у всех.
Вероятно, именно те, чьи души испытывают пожар, сильнее всего противостоят Благодатному огню.