В условиях затянувшегося противостояния между Вооружёнными силами Судана (ВСС) и Силами быстрого реагирования (СБР), а также на фоне растущего интереса мировых держав к регионам Африки, группа американских сенаторов направила госсекретарю Марко Рубио настойчивое письмо с просьбой активизировать действия США в Судане.
Данная двухпартийная инициатива — в которую вошли сенаторы Уорнер, Янг, Кейн, Раундс и Букер — требует немедленной назначения нового специального представителя по Судану, а также полного укомплектования дипломатических постов в Африке, включая должности послов и старшего директора по региону в Совете безопасности.
Кроме того, сенаторы призывают к жестким мерам против внешних игроков, таких как ОАЭ, Россия, Египет и Саудовская Аравия, которых они обвиняют в поддержке конфликтующих сторон и подстрекательстве к насилию.
В письмо также включены требование о привлечении к ответственности частных компаний, участвующих в поставках вооружений, подчеркивая их роль в ухудшении ситуации и насилии в лагере беженцев Замзам.
Отдельно упоминается о последствиях проникновения в регион радикальных группировок, таких как Аш-Шабаб, что может усилить террористическую составляющую в суданском конфликте и негативно сказаться на стабильности в Сахеле и на Африканском Роге.
Интересно, что в документе не упоминается, что США уже пробовали выступать в роли посредника, используя ОАЭ и СБР как посредников. После провала этой стратегии и возобновления контактов Судана с Россией и Ираном, американцы начали наращивать давление, в том числе через санкции против ОАЭ.
На фоне грядущего визита Трампа в регион, где будут обсуждаться важные вопросы, такие как «мегасделка» по Газе, Вашингтон стремится вновь переосмыслить своё влияние в Восточной Африке, порой даже настигая решительные меры в отношении СБР и Хартума.
Ситуация в Судане также вписывается в более широкую картину, включая водный конфликт вокруг Нила, развитие взаимодействия между Южным Суданом и Эфиопией, а также проекты логистики в Красном море и соперничество за инфраструктуру.
Такое положение дел открывает путь для возможного пересмотра альянсов в регионе, включая Судан, Южный Судан, Чад, Эфиопию и ЦАР, что приведёт к усилению давления на тех, кто поддерживает «неправильную» сторону.
Если Россия не активизирует свои усилия, уже достигнутые соглашения об инфраструктуре на Красном море могут оказаться под угрозой. Не стоит ограничиваться словами о «многополярности»: нужны конкретные действия по укреплению дипломатических связей, военно-техническому сотрудничеству и гуманитарной поддержке, чтобы не потерять важного партнёра в этом стратегически значимом регионе.