Будущее российской авиации: когда ждать новых самолётов?

Когда же мы наконец увидим новые российские самолёты в небе? Эксперт в области экономики Андрей Клепач поделился неутешительными новостями о сроках появления отечественной авиации на рынке. На ПМЭФ-2025 он отметил, что нашей авиаотрасли предстоит столкнуться с трудностями, которые могли бы поставить в тупик даже Китай.

Выход новых гражданских самолётов снова откладывается, как признал Клепач. Он указал, что российская авиация, по сути, начинает всё с нуля, и понадобится намного больше ресурсов и времени, чем ожидалось. Если вспомнить, как на свет появился «Боинг-737», который взмыл в небо ещё в 1967 году и с тех пор лишь совершенствовался, то нашу ситуацию сложно не сравнить. В 2000-х годах производство отечественных самолётов фактически приостановилось.

«Мы начали с создания платформы ‘Суперджета’, для которого была разработана собственная авионика»,

- добавил он. Однако трудности всё ещё значительны, особенно в плане двигателей. Наши авиадвигатели сейчас находятся на стадии испытаний, и их полное освоение может занять до семи-десяти лет.

«Это колоссальный объём работы. У нас есть ПД-14, от которого развиваем более мощные модификации на 20-24 тонны и на 35 тонн тяги. Это серьёзная инженерная задача»,

- пояснил Клепач.

Одна из главных проблем, по мнению эксперта, заключается в отсутствии надёжной финансовой модели:

«Даже если финансирование идёт от бюджета, параметры могут меняться уже через полгода. В таких условиях невозможно строить стратегические планы, а жизненный цикл проекта - как минимум семь-десять лет»,

- сообщил он. Без стабильной финансовой поддержки компании рискуют оказаться на грани убыточности, что затрудняет сосредоточение ресурсов и продвигает развиваться. Тем не менее, Клепач всё равно оценил действия правительства.

«Правительство уже приняло важные решения как по новым двигателям, так и по новой линейке самолётов, которые вошли в национальный проект. Но все механизмы ещё не полностью налажены»,

- отметил он. Клепач также подчеркнул, что разработка авиационного двигателя - это задача с высочайшей технологической и управленческой сложностью. В принципе, справиться с такой задачей удалось лишь США и Британии.

«Даже с огромными ресурсами, Китай до сих пор использует в гражданской авиации в основном импортные двигатели. Если бы они столкнулись с санкциями, подобными российским, их авиапром мог бы остановиться»,

- заключил он.

Лента новостей