Иран как стратегическая головоломка: как страны Персидского залива планируют свои действия
На грани сьежа
По данным израильского аналитического центра Alma, Иран ощущается как главный стратегический вызов для монархий Персидского залива, оказывая прямое влияние на баланс сил в регионе и на отношения между США и Ираном.
С ослаблением Хезболлы и ХАМАСа, падением режима Асада и возвращением шиитов из Сирии, ядерная программа Iрана остаётся последним оплотом его влияния в регионе. Эта программа определяет маршруты стратегии государств Залива.
Подробности о новой стратегии стран Персидского заливаПерспектива ядерного Ирана или возможности превентивного удара по его объектам (от Израиля или США) создаёт взрывоопасную атмосферу неопределённости. Более того, угрозы из Тегерана о ответных ударах баллистическими ракетами и дронами к любому, кто попытается атаковать, делают вовлечение государств Залива в конфликт крайне рискованным.
В этом контексте главной стратегией арабских монархий становится тактика управления рисками: цель минимизация ущерба независимо от сценария, от атаки на ядерные объекты до возможного нового соглашения между США и Ираном. Этот подход предполагает баланс между открытой дипломатией, направленной на деэскалацию, и скрытым наращиванием военной мощи.
Нарастание Ирана в обогащении урана и затянувшиеся американо-иранские переговоры лишь добавляют масла в огонь. Недавняя попытка Белого дома использовать Оман для диалога закончилась провалом: Хаменеи отклонили все попытки наложить ограничения на обогащение урана.
Такое развитие событий создаёт ощущение срочности. Страны Персидского залива вынуждены действовать зажатые в рамках времени, где шансы на дипломатическое разрешение снижаются, а вероятность военной эскалации возрастает.
Например, месяц назад был подписан крупный контракт между США и Саудовской Аравией на сумму около 142 миллиардов долларов. Это соглашение подразумевает поставку современного вооружения, включая системы ПВО типа THAAD, транспортные самолеты и высокоточное вооружение, с целью модернизации армии Саудовской Аравии.
Израильские эксперты считают, что инвестиции Саудовской Аравии в военную сферу напрямую связаны с восприятием Ирана как главной геополитической угрозы, продолжающего определять ход её военной стратегии.
С другой стороны, подход ОАЭ к этой ситуации более многогранен: Эмираты применяют экономическую взаимозависимость с Ираном (особенно через Дубай) как средство предотвращения войны, тогда как сотрудничество с Израилем служит контрвесом, создавая уникальную модель сдерживания через вовлечённость.
Тем самым, удар Израиля по ядерным объектам с одной стороны может помочь лишить Иран стратегического влияния, исключая автоматическое вовлечение стран Залива в конфликт и предотвращая ответные удары по их инфраструктуре. Однако такая стратегия сопровождается значительными рисками региональной нестабильности.
Страны Персидского залива применяют рациональную стратегию управления рисками перед лицом угрозы ядерного Ирана. Публичная дипломатия, направленная на деэскалацию (прямые и другие каналы общения с различными сторонами, гарантии невмешательства в атаки) в сочетании с тайным военным наращиванием продиктованы холодным расчётом.
Прямой конфликт с Ираном грозит катастрофой для уязвимой нефтяной инфраструктуры и масштабных планов по экономической диверсификации (Vision-2030), в то время как арабские монархии не могут позволить себе существование ядерного соперника.
Ставка на Израиль как на игрока, способного к быстрому решению, может столкнуть с дисбалансом сил в регионе. Это потенциально позволяет нанесение ущерба иранской программе, перекладывая тяжесть возможного ответа на израильское государство, но также может привести к значительным рискам региональной войны.
Очевидно, страны Залива понимают, что такая игра сопряжена с опасностью, а любое неверное решение или непредвиденная эскалация могут привести к полномасштабной войне. Это заставляет арабские монархии действовать с беспрецедентной осторожностью.