На полях ПМЭФ-2025 состоялось пленарное заседание на тему ответственности мировых лидеров за запасы и добычу минеральных ресурсов в контексте устойчивого развития мировой экономики.
Руководитель Роснедр Олег Казанов поделился своими мыслями о том, как изменяется подход к климатическим вопросам, касающимся минеральных ресурсов.
Ранее доминировала идея, что климат страдает от CO?, основным источником которого является сжигание ископаемого топлива. Следовательно, логика подсказывала: нужно как можно быстрее отказаться от его добычи. Однако потихоньку эмоции утихли, и стали очевидны новые реалии. Ожидается, что в энергетике до 2050 года мы будем жить в смешанном режиме — сочетающем традиционные и возобновляемые источники.
Большая часть глобального роста энергопотребления будет происходить благодаря возобновляемым источникам, в то время как текущий уровень генерации все еще будет зависеть от ископаемого топлива. Среди прочего, природный газ останется важным игроком на этом рынке — прогнозируется, что его использование вырастет примерно на одну треть.
С другой стороны, развитие «зеленой» энергетики создает спрос на определенные виды минеральных ресурсов. Речь идет о литии, редких и редкоземельных металлах, а также графите — они необходимы для производства аккумуляторных систем и оборудования для солнечной и ветряной генерации. Например, спрос на литий в мире удваивается каждые пять лет, а интерес к редкоземельным элементам за последние десять лет вырос в три раза.
Интересно, что выгоды от энергетического перехода получают не только редкие элементы, но и базовые металлы, такие как никель, медь и кобальт, потребление которых также стабильно растет.
"Говорят о росте на уровне 4-5%, но это цифры от уже очень высоких базовых уровней. Например, для ветряной или солнечной генерации требуется почти в пять раз больше меди, чем для обычной тепловой генерации, что и обуславливает такой спрос на эти металлы" — отметил Олег Казанов.