Луна в "Мастере и Маргарите" – это не просто небесное светило, а настоящий участник событий, играющий роль незримого свидетельства и альпенштерн для важных моментов романа. Почти все ключевые сцены развиваются под её мягким светом, за исключением, разве что, судилища и финальной части, когда герои покидают Москву.
Упоминания о Луне начинаются ещё с первых глав: в начале третьей главы она описывается как "полная белая луна", и автор подчеркивает её значимость. В черновиках Булгакова можно найти множество заметок о Луне, показывающих его интерес к этому небесному телу.
Так, Пилат также ищет луну, что подчеркивает его внутренние переживания; он подмечает, как её свет меняет восприятие реальности. В эпилоге же говорится, что "Луна танцует и шалит", создавая атмосферу лунного наводнения, когда свет заливает комнату и искрится на лицах героев.
Георгий Лесскис и Ксения Атарова подсчитали упоминания Луны и Солнца в тексте. Они обнаружили, что „Солнце“ встречается 36 раз, в то время как „Луна“ – лишь 19. Однако, в контексте всего романа о Мастере, Луна появляется намного чаще, что подчеркивает её важность.
Солнце ассоциируется с жестокостью, обманом и страданиями, в то время как Луна открывает двери мистических и потусторонних мирозданий. Это создает контраст: Луна ведет к гармонии, а Солнце – к хаосу.
Булгаков создал визуальный образ благодаря картине Николая Ге, где свет солнца жестко освещает Пилата, тогда как Иисус находится в полутени. Это подчеркивает различные уровни восприятия света и тени в романе.
Некоторые исследователи считают, что Иешуа и Луна взаимосвязаны, так как его распятие совпадает с затмением, что связывает его с символикой ночного света. Кроме того, Луна тесно связана с внутренними переживаниями Маргариты; её путешествия под её светом становятся важными моментами ее трансформации.
Также стоит отметить, что Луна сулит существование фантазий и снов, способствуя дезориентации. Многие персонажи романа, под её влиянием, теряют связь с реальностью.
Ивану показалось, что под лунным светом Воланд держит не трость, а шпагу. Это лишь подчеркивает влияние Луны на восприятие. Освобождение Пилата также происходит под её воздействием: "к саду протянулась лунная дорога, и человек в белом плаще стремительно побежал за своим верным псом".
Луна не просто освещает, а оказывается в центре моральных решений и переживаний персонажей. Пилат раскаивается, а Иуда, напротив, играет в мире низменных мыслей. Таким образом, результаты оказываются не всегда однозначными – формируя альтернативные реальности и возможности действия.
Таким образом, Луна в Булгаковском произведении – это не только тайна, но и источник поддержки, способная влиять на судьбы героев в носящем её свете.