
В 70-е годы советские зрители с нетерпением ждали экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Первая версия вышла в 1971 году под режиссурой Леонида Гайдая, а в 1976 году появилась версия Марка Захарова. Обе экранизации до сих пор вызывают споры, но многие считают, что работа Гайдая оказалась гораздо более живой и увлекательной.
Леонид Гайдай с юных лет обожал творчество Ильфа и Петрова, особенно «12 стульев». Став режиссёром, он мечтал адаптировать этот замечательный роман. Однако, когда Гайдай пришёл в «Мосфильм» с предложением экранизации, ему сообщили, что у них уже есть заявка от Георгия Данелии.
Это известие расстроило Гайдая, но он не стал мешать своему коллеге. Позднее, узнав о намерении Гайдая тоже снять «12 стульев», Данелия снял свою заявку, так как высоко ценил талант Леонида Иовича и не хотел стоять у него на пути.
На роль Остапа Бендера пробовалось множество известных артистов. Среди них были Андрей Миронов, Александр Белявский, Спартак Мишулин, Евгений Евстигнеев и Никита Михалков. В итоге выбор пал на Арчила Гомиашвили, который играл Остапа Бендера в спектакле «Золотой телёнок». Гайдай решил лично увидеть выступление этого актёра и понял, что именно он — идеальный кандидат для роли.
Одним из ярких моментов съёмок стала сцена, где Фёдор рубит стулья из гарнитура генеральши Поповой. Эта сцена обрела особую атмосферу благодаря неожиданному шторму на заднем плане, который не был запланирован, но именно его появление сделало её более эффектной и запоминающейся.